Тема: «Практика и некоторые особенности федерального законодательного процесса в России» и «Нематериальные активы и интеллектуальная собственность: практика и проблемы вовлечения в деловой оборот»

05.09.2020

НКС обсудил предложения по совершенствованию законодательного процесса в РФ

05 сентября 2020 года состоялось заседание Научно-консультативного совета ООН РАН по правовым, психологическим и социально-экономическим проблемам общества (НКС ППСЭПО) по двум темам «Практика и некоторые особенности федерального законодательного процесса в России» и «Нематериальные активы и интеллектуальная собственность: практика и проблемы вовлечения в деловой оборот».

Провели заседание сопредседатели совета, президент АРБ, академик РАН Тосунян Г.А. и рук. секции философии, политологии, социологии, психологии и права ООН РАН, академик РАН Гусейнов А.А.

С докладами выступили: д.э.н. Кривов В.Д., Шайхутдинов И.А.

В обсуждении докладов приняли участие: академикРАН Аветисян А.И., академик РАН Гусейнов А.А., академик РАН Тосунян Г.А., к.э.н. Данилов-Данильян А.В., депутат ГД РФ Скриванов Д.С.

Во своем докладе Кривов В.Д. раскрыл основные практики законотворческой деятельности в Российской Федерации и вынес на рассмотрение участников следующие ключевые проблемы:

· Цели, указанные авторами законопроекта в пояснительной записке к законопроекту, зачастую не совпадают с нормами законопроекта, вносимом ко второму чтению;

· Имеет существенное распространение практика включения в текст законопроекта, вносимого ко второму чтению, новых норм, которые не только не соответствуют пояснительной записке, а иногда и вообще не коррелируются с другими нормами, с названием законопроекта и даже со сферой его регулирования. Есть случаи, когда чужеродные нормы существенно превышают первоначальный текст законопроекта;

· Подзаконные акты, состав и соки принятия которых определены в принятых законодательных актах, выходят не своевременно.

Кривов В.Д. сформулировал ряд предложений, направленных на решение указанных проблем, а именно:

1) Излагать концепцию каждого закона в его преамбуле; преамбула может включить в себя или заменить собой нынешнюю пояснительную записку авторов законопроекта. Преамбула при этом должна стать обязательной и определяющей частью закона; в преамбуле следует указывать причины и цели принятия закона, описывать алгоритмы достижения этих целей, обозначать сферу и сроки применения закона; правовой статус преамбулы должен быть выше, чем его нормативной части. При толковании закона, в том числе при рассмотрении в суде, этот приоритет должен быть определяющим.

2) Разработать и принять «Закон о законах», в котором закрепить основные нормы и порядок законотворческой деятельности, требования к формированию и оформлению законодательных актов, их структуре;

3) Законодательно определить термин «концепция закона», которая, в настоящее время, является предметом первого чтения в Государственной Думе.

4) Разработать компьютерный генератор законопроектов на основе искусственного интеллекта. Закон, по мнению В.Д. Кривова, можно рассматривать как своего рода программу, содержащую алгоритмы правового регулирования.

5) Создать общедоступную информационную систему, которая призвана:

· дать возможность неограниченному числу лиц осуществлять мониторинг законодательного процесса в реальном времени и позволить заинтересованным гражданам и организациям участвовать в разработке документов, заблаговременно готовиться к грядущим изменениям в регулировании;

· сделать процесс контроля за своевременностью и полнотой принятия подзаконных актов, предусмотренных к принятию законами РФ, со стороны граждан, парламента, правительства и президента открытым.

В ходе состоявшейся дискуссии Данилов-Данильян А.В. вынес на обсуждение свое предложение - законодательно закрепить практику «нулевого чтения». Предусмотреть участие в нем Общественной палаты и роль парламентских слушаний, что должно повысить качество законопроектов и снизить уровень допускаемых ошибок.

Тосунян Г.А. предложил вести статистику и анализ законотворческой деятельности, как по числу принимаемых законов за период времени, так и поправок к ним. Обратить внимание на число поправок к каждому закону, как один из критериев оценки качества первоначального текста закона.

Скриванов Д.С. предложил на обсуждение вопрос о целесообразности разработки закона о лоббизме, чтобы с одной стороны признать сложившуюся практику, а с другой стороны исключить отождествления этой деятельности с коррупцией.

Мехтиев Э. О. обратил внимание собравшихся на выявленные им практики указания в пояснительной записке к законам, документах профильных комитетов Госдумы недостоверной, а порой, откровенно лживой информации, и предложил:

· ввести ответственность авторов этих документов по фактам выявления таких случаев (пусть даже эта ответственность, на первых порах, будет имиджевой);

· проводить оценку фактического воздействия принятых ранее законодательных актов (сопоставлять фактический результат с заявленным в пояснительной записке к законопроекту).

Гусейнов А.А. отметил, что практики, в которых принимался ряд законодательных актов, подрывают доверие со стороны общества к деятельности Государственной думы. В качестве примера были приведены законы о пенсионной реформе и реформировании РАН.

Тосунян Г.А., подводя итоги обсуждения, выделил следующие приоритеты и рекомендации:

· подготовить и принять законопроект, с условным названием «Закон о законах»;

· ввести требование об изложении целей закона в его преамбуле;

· в каждом законе указывать его авторов;

· проводить оценку фактического воздействия закона, публиковать уровень достижения заявленных при его принятии целей;

· обеспечить открытость и публичность обсуждений всех законодательных инициатив;

· подготовить и приять законодательный акт о лоббировании;

· развивать практики работы Государственной думы, подтверждающие что она является представительным органом власти российского общества.

По второму вопросу повестки дня выступил Шайхутдинов И.А., который в своем докладе отметил, что самые богатые люди планеты стали таковыми за счет того, что построили свой бизнес на эксплуатации нематериальных активов.

Шайхутдинов И.А. широко осветил практику по постановке интеллектуальной собственности на баланс предприятия, что существенно повысило капитализацию предприятия, его конкурентоспособность при участии в тендерных процедурах, а также кредитоспособность.

Документы:

Презентация Кривова В.Д.

Презентация Шайхутдинова И.А.