Заседание Научно-консультативного совета по правовым, экономическим, социально-политическим и психологическим аспектам финансово-кредитной системы Отделения общественных наук РАН

12.03.2020

11 марта 2020 года состоялось заседание Научно-консультативного совета по правовым, экономическим, социально-политическим и психологическим аспектам финансово-кредитной системы Отделения общественных наук РАН.

Вел заседание сопредседатель совета, президент АРБ, академик РАН Тосунян Г.А.

В повестке дня заседания - доклад академика РАН Аганбегяна А.Г. на тему «Новое правительство и переход к социально-экономическому росту в России».

В работе совета и в дискуссии по докладу приняли участие академик РАН Горшков М.К., академик РАН Гусейнов А.А., чл.-корр. РАН Гринберг Р.С., д.ю.н. Тихомиров Ю.А., д.э.н. Николаев И.А., д.э.н. Ведев А.Л., д.э.н. Медведев П.А., к.э.н. Данилов-Данильян А.В. и другие.

1. В докладе академика Аганбегяна А.Г. был дан комплексный анализ ключевых макропоказателей экономики России за период 2010-2019 годы.

Отмечено, что с первого квартала 2013 года (за 1,5 года до санкций, введенных против России после присоединения Крыма) экономика России находится в состоянии стагнации, вызванной:

  • существенным снижением инвестиций в 2009 году (и связанным с этим отсутствием ввода новых производственных фондов в 2013 году),
  • нулевым приростом инвестиций в 2013 году,
  • сокращением инвестиций в 2014 году.

В докладе приведена структура падения инвестиций, а также данные о снижении с 2008 года расходов на образование в составе валового внутреннего продукта и низкий уровень финансирования здравоохранения.

2. Экономические санкции (сокращение ВВП на 1-1,5%) и снижение нефтяных и газовых цен (еще 1-1,5%) перевели Россию в 2015-2016 гг. из стагнации в рецессию. В 2017 году Россия вернулась из рецессии в стагнацию, во многом благодаря значительному повышению цен на нефть.

3. В докладе делается вывод, что выйти из стагнации можно только за счет кардинальных мероприятий, коренного изменения экономической и социальной политики, предусматривающей:

  • форсированные инвестиции в основной капитал,
  • форсированные вложения в человеческий капитал,
  • масштабные действия по стимулированию инвестиций и экономического роста,
  • коренные структурные реформы и институциональные преобразования,
  • быстрое восстановление потерянного уровня жизни,
  • подъем платежеспособного спроса.

4. Новыми источником инвестиций, по мнению академика Аганбегяна А.Г., являются:

  • инвестиционные и образовательные кредиты банковской системы (главный источник),
  • средства предприятий,
  • средства золотовалютных резервов сраны,
  • средства от приватизации государственной собственности,
  • средства населения,
  • заемные средства государства.

5. В своем докладе академик Аганбегян А.Г. предлагает принять основные направления вложений инвестиций, говорит о переходе на метод проектного финансирования при получении заемных средств, льготах для экспортеров готовых изделий с высокой добавленной стоимостью.

6. Также в докладе говорится о необходимости проведения мер по

  • развитию конкуренции,
  • реформе финансовой системы,
  • коренной реорганизации управления регионами и муниципалитетами,
  • переходе на пятилетнее народнохозяйственное планирование,
  • создании управленческой структуры высшего уровня по реформированию и развитию экономики.

7. Рассмотрев первоочередные меры, докладчик перешел к изложению дальнейших мер, отнесенных на период ускоренного роста экономики и благосостояния населения, прежде всего в социальной сфере, а именно:

  • масштабирование практики взносов работающего населения из своей заработной платы и иных доходов в накопительные пенсионные фонды,
  • повышение уровня пенсий,
  • введение взносов с заработной платы и иных доходов граждан на страхование своего здоровья,
  • приватизация жилищно-коммунальной сферы,
  • повышение налога на недвижимость для состоятельных граждан,
  • введение прогрессивного налогообложения граждан,
  • повышение минимальной заработной платы.

В ходе дискуссии по результатам доклада был также рассмотрен вопрос применимости предложенных мер в связи с существенным изменением конъюнктуры мирового нефтяного и российского валютного рынков, произошедшем в первой декаде марта текущего года и дан прогноз влияния этих изменений на экономические показатели России в текущем году.