Темы: «Доверие как альтернативный источник экономического роста», «Цифровая личность 2.0»

30.01.2021

30 января 2021 года состоялось заседание Научно-консультативного совета ООН РАН по правовым, психологическим и социально-экономическим проблемам общества по двум вопросам повестки дня:

1. Доверие как альтернативный источник экономического роста.

2. Цифровая личность 2.0. Какую информацию о нас собирают государство и компании и что это значит для нас.

Провел заседание сопредседатель совета, президент АРБ, академик РАН Тосунян Г.А.

С докладами выступили д.э.н. Аузан А.А. и к.ф.-м.н. Достов В.Л.

В обсуждении докладов приняли участие ак. РАН Аветисян, ак. РАН Аганбегян, чл.-корр. РАН Гринберг Р.С., ак. РАН Гусейнов А.А., чл.-корр. РАН Ермакова Ж.А., ак. РАН Рудской А.И., ак. РАН Тосунян Г.А., чл.-корр. РАН Тощенко Ж.Т., ак. РАН Угрюмов М.В., ак. РАН Ушаков Д.В. , д.э.н. Азоев Г.Л., д.э.н. Калашников С.В., д.э.н. Куимов В.В., д.п.н. Нестик Т.А., к.э.н. Саркисян Т.С. и др.

В своем докладе д.э.н. , декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Аузан А.А. определил понятие доверия как скрытный контракт, связанный с обменом ожиданиями о том, как контрагент будет вести себя в повторяющихся взаимодействиях с соблюдением правил и обязательств. Недоверие, наряду с низким уровнем конкуренции, коррупцией и административными барьерами гасят экономический рост. Докладчик привел данные исследований, по которым в случае достижения в России уровня доверия как в Швеции , то валовый продукт на душу населения вырос бы в России на 69%, при этом роль наследственного фактора в доверии не высока, от 5 до 20%, в то время как в интеллекте наследование составляет 80%, в чертах личности 40%, религиозной принадлежности – 25%. Доверие изменяемо, в Эстонии удалось за 15 лет в 2 раза поднять уровень общественного доверия.

Исследования показали, что больше доверия проявляют люди старшего возраста и люди с высшим образованием.

Традиционными институтами повышения доверия выступали институты принуждения (суд, полиция, таможня, налоговая инспекция) и мнение окружающих. В последнее время появился новый инструмент принуждения, построенный на технологиях, основанных на искусственном интеллекте и рейтинге (цифровые платформы). Цифровые платформы через смарт-контракты, через рейтинги осуществляют как судебную функцию, так и полицейскую, проводя изоляцию участника через исключение его из платформы. Наступил момент конкуренции институтов: институты на более высокой технологической базе с принципиально более высоким доверием начинают вытеснять традиционные институты, заставляют государство действовать, менять институциональную структуру.

Далее в докладе раскрыты предложения, реализация которых позволит получить столь существенный рост ВВП на душу населения за счет повышения доверия:

1) поддержка конкуренции цифровых платформ, не менее 3-х конкурирующих экосистем в России;

2) создание индустриальных цифровых платформ и механизмов сетевого менеджмента;

3) трансформация управления силовыми структурами страны;

4) установление контроля налогоплательщика за налогами и расходованием бюджетных средств;

5) изменения в образовании (уход от монополии преподавателя, культивирование проектной групповой деятельности и т.п.), культурной политике, развитии общественных пространств.

По мнению Аузана А.А., доверие по потенциалу позволит сократить налог на недоверие в гораздо большей степени, чем при решении других, более трудных задач, таких как сокращение коррупционного налога, потерь на административных барьерах, монопольной ренты. При этом цифровая революция создала институциональное давление на государство, создав тем самым дополнительные предпосылки для проведения указанных в докладе изменений.

Академик РАН Рудской А.И. обратил внимание собравшихся на то, что доверие – категория прежде всего нравственная, и ее следует рассматривать не только в контексте экономических отношений.

Отвечая на вопрос Калашникова С.В., Аузан А.А. отметил важную особенность российского общества, которое расколото поровну между пристрастием к коллективизму и к индивидуализму. Мегаполисы и регионы (Юг России, Поволжье и др.), где преобладает тяга к коллективизму, хотят свободы, демократии, модернизации; коллективистские регионы ( преимущественно, за Уралом) хотят стабильности, социальной поддержки, взаимопомощи. И наша историческая задача совершить скачок, опираясь на оба мотора – на коллективизм и на индивидуализм.

Нестик Т.А. обратил внимание участников на связь между социальным доверием и долгосрочной ориентацией и отметил, что пандемия сократила горизонт планирования россиян.

Клепач А.Н. предложил различать операционное доверие и ценностное доверие, доверие к институтам, к экономической политике.

Академик Угрюмов М.В. поддержал академика Руцкого А.И. и подчеркнул, что доверие имеет две неразделимые стороны – экономические и нравственные аспекты и рассматривать их следует в комплексе.

В своем докладе по второму вопросу повестки дня к.ф.-м.н. , председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Достов В.А. , обратил внимание участников на состав данных, которые компании и государство собирает о своих клиентах и гражданах и отметил, что если до 11 сентября 2001 года имел мест тренд на приватность личной жизни, то все существенно изменилось после трагедии в Нью-Йорке. При этом лидерами сбора и обработки данных являются, как правило, не государства, а частные компании, которые умело используют их в качестве инструментов маркетинга.

к.э.н. Пенкин С.А. в своем выступлении отметил, что граждане отдают свои данные не безвозмездно; они получают за свои данные множество бесплатных сервисов, такие как электронная почта, поисковики, мессенджеры, навигаторы и т.п.

ак. Аветисян А.И. заверил собравшихся, что обеспечить приватность личных данных, с технической точки зрения, практически не представляется возможным. Многие сервисы, казавшиеся анонимными, с течением времени показали, что таковыми не являются.

ак. Тосунян Г.А. обратил внимание участников на китайский опыт социального рейтингования граждан, где, в зависимости от того, какой образ жизни ведет гражданин очень многое зависит – от возможности трудоустройства до аренды велосипеда.

Отвечая на вопросы, Достов В.А. отметил, что кроме широко распространившихся практик маркетингового воздействия на субъекта персональных данных, велик риск оказания воздействия на поведение граждан и в иных областях, никак не связанных с его покупательской активностью.

Состоялось широкое рассмотрение перечня источников персональных данных, технических аспектов их сбора и обработки, использования в маркетинговых целях.

Участники выразили заинтересованность в продолжении дискуссию по данному вопросу, обратив внимание на его социальные и психологические аспекты, дать оценку влияния происходящих событий на изменения в обществе, предложить правовые границы; при этом отметили, что вопрос стал интернациональным, вышел за пределы того или иного государства, и неоправданное сдерживание идущих процессов может обернуться отставанием России от других стран как в технологическом, так и экономическом аспектах. 

Презентация Аузана А.А.

Презентация Достова В.Л.